Слабовидящим
Поиск

Читаем

Традиция «Ырымдау»

2 июля, 3:29

Приметы казахского народа имеют многовековую историю. Благодаря глубокому смыслу, заложенному в разного рода Ырым (примета, поверье), в них верят и по сей день.

 

Чокан Валиханов в статье «Тенгри – Бог» пишет:

«Рым, это по сути обычаи, соблюдение которых в шаманстве избавляло от несчастий, а нарушение влекло какое-нибудь бедствие. В шаманстве они составляют обрядную часть веры.

Рым также называются обряды, исполняемые в видах предзнаменований. Например, если нет сыновей, а родятся девочки, последней из дочерей дают имя Ултуган, Майкет, чтобы оно стало предзнаменованием рождения сына».

Действительно, у казахов много женских имен с корнем Ұл (сын). Например, дочь великого Толе би звали Ұланбике. Мать акына Жамбыла — Уландай. Имя Улдар носили и мать великого акына и песенника Кенена Азербаева, и мать академика Рахманкула Бердибая.

Имена касались и приметы как самого понятия. Например, Ырым, Ырымжан, Ырымгуль и другие. Когда их произносят, часто опускают первую букву. Впрочем, они только часть древней традиции Ырымдау.

Еще казахи верят, что вещи великих личностей несут в себе положительную ауру

Поэтому хранят их из поколения в поколения.

В стихах батыра Агыбая есть такие строки:

Жайылды атақ, даңқым тамам елге,
Әруағым жебеу болып көргендерге.
Тұтынған затым егер қолға түссе,
Ырым ғып қасиеттеп ілер төрге.

Разнеслась по бескрайней степи слава моя,
Многих аруах мой поддержит после меня.
Кому посчастливится обладать моими вещами,
Считая хорошей приметой, сохранит у себя.
(Смысловой перевод автора статьи)


Кесе Мухтара

Дочь акына Кенен Азирбайулы Торткен в своей книге «Кенен ата» приводит одно из воспоминаний отца.

«Это было в июне 1960 года. После того как джигиты проводили писателя Мухтара Ауэзова, они вернулись к дастархану. И как хорошую примету, начали брать кто кесе, из которой писатель пил кумыс, кто баурсаки и конфеты для своих детей. Некоторые по очереди садились на то место, где недавно сидел Мухтар Ауэзов, также видя в этом хорошую примету».


Ученые о казахских народных приметах

Собиратели казахских Ырым, авторы книги «Қазақ ырымдары» (Казахские поверья) Ахметжан Кайбарулы и Болат Бопайулы пишут:

«До нас дошли лишь те из казахских поверий, которые окончательно «отфильтровались» на кочевьях в течение долгих лет. Они не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей».

Авторы в своей книге привели около 500 казахских поверий. Вот некоторые из них:

«Гривы и хвосты ездовым лошадям обычно не подстригают — это знак здоровья и невредимости их владельцев»;

«Чайник на огонь ставят ровно, чтобы кипящая жидкость не попала из носика чайника в очаг. Ибо когда «сбегает» чай, водные соли начинают гореть в огне. Обожженная соль – предвестие горькой доли для дочери этого дома»;

«Казан для пищи не располагают с наклоном против входной двери. Плохо, если он соскользнет и опрокинется;

«Проливается ниспосланная свыше доля, расплескивается достаток, убывает пища — жизнетворное зерно покидает дом»;

«Раскачивается казан – расстраивается счастье»;

«Заползшую в дом змею не убивают, а прогоняют прочь, брызнув ей на голову молоко»;

«Беременная женщина не подстригает свои волосы — страдает ее материнское счастье, гаснет счастье носимого в чреве ребенка, возможно врожденное уродство малыша, в частности укороченные конечности»;

«Если за выезжающим из аула увязалась собака, ее не загоняют обратно. Такое поведение расценивают как примету доброго пути всадника, ведь собака предана хозяину и не желает ему зла»;

«Кости согыма (заготовленный на зиму запас мяса) по мере съедания не выбрасывают в беспорядке, а хранят в чистом виде. Согласно верованиям, в этих костях зиждется гений кости»;

«Если гость неожиданно спотыкается на подступах к дому, у хозяина появляется повод радоваться и особо уважительно относиться к гостю. В предвкушении внезапного счастья и несметного богатства ставят юрту и украшают ее празднично, а споткнувшийся гость почитается как вестник добрых перемен»;

«Когда рядом стоящие на привязи кони начинают прислоняться или покусывать друг друга – это хорошая примета. Хозяева радуются: «Значит, суждено нам породниться, заключить друг друга в объятия и праздновать торжество».


Ырым в литературе

В статье «С той самой весны» писатель Мухтар Ауэзов описал случай, которому сам был свидетелем:

«Когда мы вышли из крайнего дома и пошли в сторону центральной части аула, председатель сельского совета Анарбай сказал:

– Удивительно, какой густой туман. Это хорошая примета, очень
хорошая примета.

– Чем же она хороша?

– Так говорят люди, обычно те, кто занимается
земледелием. Они как-то высчитывают, что ли…

Анарбай не смог сказать точнее, тогда подал голос стоявший рядом пожилой казах:

– В первую очередь туман это влага. Это очень хорошо для земли. Полезно для пшеницы. Есть такая примета…

Так сказал он».

Казахи и сегодня продолжают верить в народные приметы.

 

Источник: 365info.kz

другие статьи

Чат-бот
Нашли ошибку?
Нашли ошибку?
Страница
https://corp.soyle.kz/article/view
Ваше имя
Почта или телефон
Пожалуйста опишите вашу проблему или идею
прикрепить файл
отправить
Спасибо за обратную связь!