Читаем
Традиция «Ырымдау»
2 июля, 3:29Приметы казахского народа имеют многовековую историю. Благодаря глубокому смыслу, заложенному в разного рода Ырым (примета, поверье), в них верят и по сей день.
Чокан Валиханов в статье «Тенгри – Бог» пишет:
«Рым, это по сути обычаи, соблюдение которых в шаманстве избавляло от несчастий, а нарушение влекло какое-нибудь бедствие. В шаманстве они составляют обрядную часть веры.
Рым также называются обряды, исполняемые в видах предзнаменований. Например, если нет сыновей, а родятся девочки, последней из дочерей дают имя Ултуган, Майкет, чтобы оно стало предзнаменованием рождения сына».
Действительно, у казахов много женских имен с корнем Ұл (сын). Например, дочь великого Толе би звали Ұланбике. Мать акына Жамбыла — Уландай. Имя Улдар носили и мать великого акына и песенника Кенена Азербаева, и мать академика Рахманкула Бердибая.
Имена касались и приметы как самого понятия. Например, Ырым, Ырымжан, Ырымгуль и другие. Когда их произносят, часто опускают первую букву. Впрочем, они только часть древней традиции Ырымдау.
Еще казахи верят, что вещи великих личностей несут в себе положительную ауру
Поэтому хранят их из поколения в поколения.
В стихах батыра Агыбая есть такие строки:
Жайылды атақ, даңқым тамам елге,
Әруағым жебеу болып көргендерге.
Тұтынған затым егер қолға түссе,
Ырым ғып қасиеттеп ілер төрге.
…
Разнеслась по бескрайней степи слава моя,
Многих аруах мой поддержит после меня.
Кому посчастливится обладать моими вещами,
Считая хорошей приметой, сохранит у себя.
(Смысловой перевод автора статьи)
Кесе Мухтара
Дочь акына Кенен Азирбайулы Торткен в своей книге «Кенен ата» приводит одно из воспоминаний отца.
«Это было в июне 1960 года. После того как джигиты проводили писателя Мухтара Ауэзова, они вернулись к дастархану. И как хорошую примету, начали брать кто кесе, из которой писатель пил кумыс, кто баурсаки и конфеты для своих детей. Некоторые по очереди садились на то место, где недавно сидел Мухтар Ауэзов, также видя в этом хорошую примету».
Ученые о казахских народных приметах
Собиратели казахских Ырым, авторы книги «Қазақ ырымдары» (Казахские поверья) Ахметжан Кайбарулы и Болат Бопайулы пишут:
«До нас дошли лишь те из казахских поверий, которые окончательно «отфильтровались» на кочевьях в течение долгих лет. Они не вызывают сомнений и устойчивы в сознании людей».
Авторы в своей книге привели около 500 казахских поверий. Вот некоторые из них:
«Гривы и хвосты ездовым лошадям обычно не подстригают — это знак здоровья и невредимости их владельцев»;
«Чайник на огонь ставят ровно, чтобы кипящая жидкость не попала из носика чайника в очаг. Ибо когда «сбегает» чай, водные соли начинают гореть в огне. Обожженная соль – предвестие горькой доли для дочери этого дома»;
«Казан для пищи не располагают с наклоном против входной двери. Плохо, если он соскользнет и опрокинется;
«Проливается ниспосланная свыше доля, расплескивается достаток, убывает пища — жизнетворное зерно покидает дом»;
«Раскачивается казан – расстраивается счастье»;
«Заползшую в дом змею не убивают, а прогоняют прочь, брызнув ей на голову молоко»;
«Беременная женщина не подстригает свои волосы — страдает ее материнское счастье, гаснет счастье носимого в чреве ребенка, возможно врожденное уродство малыша, в частности укороченные конечности»;
«Если за выезжающим из аула увязалась собака, ее не загоняют обратно. Такое поведение расценивают как примету доброго пути всадника, ведь собака предана хозяину и не желает ему зла»;
«Кости согыма (заготовленный на зиму запас мяса) по мере съедания не выбрасывают в беспорядке, а хранят в чистом виде. Согласно верованиям, в этих костях зиждется гений кости»;
«Если гость неожиданно спотыкается на подступах к дому, у хозяина появляется повод радоваться и особо уважительно относиться к гостю. В предвкушении внезапного счастья и несметного богатства ставят юрту и украшают ее празднично, а споткнувшийся гость почитается как вестник добрых перемен»;
«Когда рядом стоящие на привязи кони начинают прислоняться или покусывать друг друга – это хорошая примета. Хозяева радуются: «Значит, суждено нам породниться, заключить друг друга в объятия и праздновать торжество».
Ырым в литературе
В статье «С той самой весны» писатель Мухтар Ауэзов описал случай, которому сам был свидетелем:
«Когда мы вышли из крайнего дома и пошли в сторону центральной части аула, председатель сельского совета Анарбай сказал:
– Удивительно, какой густой туман. Это хорошая примета, очень
хорошая примета.
– Чем же она хороша?
– Так говорят люди, обычно те, кто занимается
земледелием. Они как-то высчитывают, что ли…
Анарбай не смог сказать точнее, тогда подал голос стоявший рядом пожилой казах:
– В первую очередь туман это влага. Это очень хорошо для земли. Полезно для пшеницы. Есть такая примета…
Так сказал он».
Казахи и сегодня продолжают верить в народные приметы.
Источник: 365info.kz
другие статьи
-
Во Вьетнаме Абая назвали "Вольтером Востока"
5 декабря, 19:30 -
Жақсы сөз – жарым ырыс / Доброе слово
9 декабря, 20:55 -
Мемлекеттік тілді талап ететін уақыт жетті – Тіл комитетінің төрағасы
26 сентября, 10:56 -
Нурсултан Назарбаев написал статью «духовное завещание Абая»
7 октября, 18:45 -
СӨЗДЕРДІ БІРГЕ, БӨЛЕК, ДЕФИСПЕН ЖАЗУ НЕГІЗДЕРІ
30 апреля, 22:37