Читаем
Традиция «Тазымен аң аулау»
3 июля, 3:43Охота у казахов была скорее не средством существования, а развлечением. Самым дорогим и престижным мероприятием считалась охота с гончими.
Для казахов число семь священно. Они считают, что у состоявшегося джигита должно быть семь составляющих богатства:
Ақылды әйел – умная жена
Жүйрік ат – быстрый конь
Құмай тазы – гончая собака
Қыран бүркіт – ловчая птица
Берен мылтық – хорошее ружье
Қанды ауыз қақпан – крепкий капкан
Өткір кездік – острый кинжал.
На третьем месте в списке сокровищ стоит тазы – гончая. Ученый Шайзада Тохтабаева пишет:
«У казахов высоко ценилась тазы (гончая), которая считалась «жеті қазынаның бірі» — одним из семи богатств мира. Стоили такие собаки дорого, потому что в традиционном быту их не разводили.
Бывало, что вместо калыма, состоящего из сорока семи лошадей, отдавали гончую»
Легенда о тазы
Лучшие тазы назывались Құмай тазы. Появление такого термина объясняется легендой.
Вот что рассказывает этнограф Жагда Бабалыкулы:
«Слово «тазы» происходит от слова «таза» (чистый, лучший из лучших). Қыран құмай – так казахи называют лучшего сокола. Его гнездо находится в труднодоступном месте и очень высоко, добыть птенца практически невозможно.
Легенда гласит, почему тазы стали называть Құмай тазы.
Как-то Қыран құмай унес у тазы щенка, и он стал расти в гнезде вместе с птенцами сокола. Когда соколята оперились и улетели, щенок остался один и он начал подавать голос.
Люди услышали и сказали: «Соколица Қыран құмай родила щенка». Они сняли его из гнезда, которое находилось на очень высоком месте. Отсюда и название Құмай тазы.
Поэтому когда казахи хвалят тазы, говорят: «Этот тазы из гнезда сокола Құмай»».
Привилегированное положение тазы
Охота для казахов была большей частью развлечением нежели промыслом. Потому тазы очень оберегали, гончая допускалась даже в жилое помещении. Перед охотой тазы находился в юрте и мог ложиться даже на постель.
Адольф Янушкевич пишет:
«По приглашению Усмана мы были у него в юрте, пили кумыс и чай, ели кишмиш. …В юрте лежала прекрасная борзая».
Далее он пишет:
«Самый большой доход имеют от лис. Ловят их разными капканами, травят борзыми и соколами, догоняя на лошадях. Борзых имеют отличных».
Для тазы обычно выбирались красивые имена. Например, борзую Жиренше, друга поэта Абая, звали Желқұйын (быстрее ветра).
Многие великие казахи любили охоту с этими собаками. Среди них и великий казахский писатель Мухтар Ауэзов, и видный ученый Алькей Маргулан.
Тазымен аң аулау в воспоминаниях
Друг Мухтара Ауэзова, ученый Алькей Маргулан, в статье «Жадымда қалған жақсы күндер» (Добрые дни не забываются), которую посвятил писателю писал так:
«Мухтар Омарханович особенно любил тазы из породы аққасқа (с белой отметиной на лбу), которые могли взять волка. На охоте мы часто говорили о гончих именно этой породы. Я о них хорошо знал. В моем родном ауле их было немало.
Местность, где выращивают таких тазы, находится у подножия горы Ереймен. Особенное значение им придавали в ауле батыра Бугембая. Позже тазы из этой породы начали распространяться в Акмоле, Баянауле и в сторону реки Иртыш. Выращивание тазы аккаска сделал своего рода искусством Оспан, живший около горы Ереймен.
Для Оспана охота на волков была большим развлечением. Он знал, когда и где надо на них охотиться. Иногда мы выходили на охоту вместе с Оспаном. В те годы вдоль реки Шидерти, где стояли скалистые горы, можно было часто видеть волков.
У Оспана были две большие борзые — у одной на лбу красовалось синее пятно, у другой черное. Они не знали, что такое страх, и никогда не бегали от волков. Были очень стремительными: если увидят волков, те никак не могли спастись. Псы все делали вдвоем…
Отличительным их качеством было то, что устремившись за добычей, они могли уйти на 2-3 километра. Затем одна возвращалась к хозяину и вела его туда, где вторая стерегла добычу.
История одной охоты
Как-то на реке Шидерти мы потеряли наших гончих из виду. Волков было девять. Бывалые охотники сказали: «Один вождь стаи, есть и самка, остальные их щенки.
Оспан встревожился и с грустью в голосе промолвил: «Кажется, не повезло моим борзым».
И тут перед нами неожиданно появилась гончая с синим пятном на лбу. Она часто оглядывалась назад. Когда мы подошли к ней, собака стремительно бросилась вперед.
Через несколько пригорков вдалеке мы увидели два темных силуэта. Борзая нас привела туда, где сидела другая и сторожила добычу. Приблизившись, мы увидели двух крупных волков. Рядом, ожидая нас и как бы отдыхая после тяжелой схватки, лежала борзая с черным пятном на лбу».
Однажды Мухтар Омарханович был на охоте и стал свидетелем, как две борзые победили очень крупного волка. Об этом он любил рассказывать во всех красках. Свои воспоминания о той охоте позже он включил в ставший популярным рассказ «Көксерек» (Серый лютый).
Источник: 365info.kz
другие статьи
-
"Символика цвета"
10 сентября, 23:58 -
КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ / КЕҢСЕ ТАУАРЛАРЫ
8 сентября, 11:57 -
15 ТАМЫЗ - АРХЕОЛОГИЯ КҮНІ
15 августа, 13:48 -
АТЫРАУЛЫҚ ОҚУШЫ «APPLE» ЖҮЛДЕСІН ЖЕҢІП АЛДЫ
7 сентября, 13:19 -
Русско-казахский сборник фраз и словосочетаний
14 марта, 4:18 -
ЭКСКУРСИИ ПО ЗАЛАМ БИБЛИОТЕКИ ЕЛБАСЫ, НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
25 мая, 15:02