Полезно знать
Казахские запреты – Тыйым сөздер / материал к 16 уроку
2 декабря, 23:27Воспитываясь в казахском ауле,
я освоил и основные казахские запреты.
Эти каноны поведения мудры и убедительны.
Знать их не мешает и инонациональным гражданам.
Герольд БЕЛЬГЕР.
Из книги «Казахское слово»
Древние жители великой степи за века выстрадали своеобразные правила поведения. Запреты – одна из сторон народной педагогики тех кого в мировой истории привыкли называть кочевниками. С их помощью старшие в ненавязчивой форме передавали значимость жизненных ценностей подрастающему поколению. Когда начали появляться и окончательно сформировались запреты проходя своеобразное испытательное сито временинеизвестно. Одно ясно, народ выработавший эти правила жизни относились к существованию на земле глубоко философски и ясно осозновали хрупкость бытия. Они понимали что человек является частицей вселенной. И исходя из этого и были выработаны правила разных сторон жизнедеятельности которых, как они считали должны придерживаться все, в том числе и те поколения которые будут приходить после них и уходить после них передавая друг-другу эти правила жизни как духовную эстафету. Ибо они верили в правильность выбора своей роли на этой земле. Таким образом запреты служили людям неким компасом правильного поведения в океане событии и оберегали их от неправильных поступков.
Казахи издревле чувствовали себя частицей вселенной. Надпись сделанная на каменной стеле в VIII веке гласит:
«Когда вверху возник свод Неба голубой,
А бурая Земля раскинулась внизу,
Меж ними род людской был утвержден и жил».
Это свидетельствует о том, что предки казахов поклонялись всему светлому – Тенгри. Они верили что он находится высоко в небе. Верили что, в том что есть день и есть ночь тоже кроется что-то потустороннее. Почитали Солнце и Луну священными. Следующие запреты имеют корни именно в этих верованиях.
Айды нұқып көрсетпе – не показывай пальцем на луну;
Жеті түнде жүрме – не ходи глубокой ночью;
Жұлдызды санама – не считай звезды;
Қараңғыда киіз қақпа – не встряхивай кошму ночью;
Түнде түс жорыма – ночью не разгадывай сны;
Түнде кір жайма – не развешивай белье ночью;
Түнде судың бетін ашық қойма – не оставляй воду открытой на ночь;
Түнде шаш алма – не стриги волосы ночью;
Түнде үй сыпырма – не подметай дом ночью.
Жизнь казахов всегда была многогранной. И поэтому запреты можно расклассифицировать обозначив все стороны жизнедеятельности. Живя по большей части в суровых погодных условиях казахи выработали свои правила выживания. Отсюда берут свое начало понимание бытия основой которого является человек, уважение и безпрекословное подчинение младшего страшему. Почитание старших – золотое правило для кочевников. Оно отражалось во всех сторонах бытия. Неукоснительная приверженность к этому правилу диктовалось самой жизнью степного народа, где без такого правила было трудно выжить. Это золотое правило прошло испытание веками на прочность. Казахи и сегодня говорят со старшими на «вы». Человек вот главная ценность казахского мировоззрения. Это подтверждают и запреты, вот их малая часть:
Жасы үлкеннің сөзін бөлме – в разговоре не перебивай старших;
Жасы үлкеннің жолын кеспе – не пересекай дорогу старшему;
Ата-анаңа қайда барасыз деп сұрама – не спрашивай родителей куда они идут;
Үлкенге сыртыңды беріп отырма – не садись спиной к старшему.
Кісі жолын кеспе – не переходи дорогу перед старшим;
Қонаққа берер затты сол қолмен берме – то что даешь гостю не протягивай левой рукой;
Кісіге қару кезенбе – не направляй оружие на человека.
Люди степи всегда нуждались в огне чтобы приготовить пищу, согреться в зимние холодные ночи, а вода была источником жизни. Поэтому они больше всего ценили огонь и воду. Казахи верили что в них есть некое священство, отсюда и их почитание огня и воды.
Отпен ойнама – не играй с огнем;
Отты аттама – не переступай огонь;
Отты теппе – не пинай огонь;
Отқа түкірме – не плюйся в огонь;
Суға түкірме – не плюй в воду;
Суды сапырма – не разливай воду громко.
Казахи всегда с трепетом относились к пище. И так как по большей части они вели скотоводческую деятельность, то этим и обьясняется особое почитание молочного продукта. Поэтому истина и добро всегда обозначались белым, а неправда и зло черным цветами. И конечно хлеб был самым уважаемым продуктом. Есть древняя поговорка: «Ты не выше хлеба», которая доказывает важность этого продукта в жизни казахов. Все это обуславливает появление запретов касающихся пищи несущих в себе большую воспитательную нагрузку.
Ақты төкпе – не выливай молочное;
Ертеңгі асты тастама – не оставляй завтрак несьеденным;
Нанды төңкеріп қойма - не переворачивай хлеб;
Нанды бір қолыңмен үзбе - не ломай хдеб одной рукой;
Нанды баспа – не наступай на хлеб;
Нанды тастама – не кидайся хлебом;
Нанды лақтырма – не выкидывай хлеб;
Тұзды баспа – не наступай на соль.
В степи всегда почитался ум, меткое слово а не пустословие. И всегда самым главным из искусств считалось стихосложение. Приветствовалось образное высказывание. Одним словом к слову относились очень бережно. Есть пословица: «Таяқ еттен өтеді, сөз сүйектен өтеді – Палка сделает больно телу, слово пронзет кость». Слезы были признаком несчастья и этим обьяснялось такое отношение к ним.
Ант-су ішпе – попусту не клянись;
Жаман сөз айтпа – не сквернословь;
Қарғанба – не проклинай никого.
Главным требованием казахов у молодоженов было и остается по сей день почитание родителей со стороны супруга. Таким образом изначально старались сохранить семью которая в кочевнической жизни было главным инструментом бытия. Для этого посредством запретов заранее воспитывалось правильное поведение в отношении к родителям будущего спутника жизни, к мужу и жене. Также этими запретами охраняли их от всяких несчастий.
Ата-енеңнің төсегіне отырма – не садись на постель тестя и тещи, свекра и свекрови;
Ата-енең жатқан жерге жатпа – не ложись туда где лежали тесть и теща, свекровь и свекорь;
Жас босанған ананы түнде суға жіберме – молодую роженицу не посылай ночью за водой;
Жас жұбайлардың төсегіне отырма – не садись на постель молодоженов;
Күйеуіңнен бұрын жатпа – не ложись раньше мужа.
Свое отношение к дому, юрте как к одному из священных атрибутов жизни на земле казахи опять же выразили в запретах. Это было обусловлено тем что именно в жилище человека сходятся все вопросы человеческой жизни. Например: запрещается бежать в сторону дома потому что в старину если бежали или скакали в сторону аула, это означало что идет враг или кто-то скончался.
Босағада отырма – не садись у порога;
Босағаға тұрма – не наступай на порог;
Есікті құшақтама – не обнимай дверь;
Есікті теппе – не пинай дверь;
Үй айнала жүгірме – не бегай вокруг дома;
Үйді айналма – не ходи вокруг дома;
Үйге қарай жүгірме – не беги в сторону дома.
Многие запреты были придуманы казахами из понимания необходимости правильного отношения к каждодневно использующимся в быту предметам так как важность этих предметов очень велика в жизни человека.
Арқанды аттама – не перешагивай через аркан.
Балтаны аттама – не перешагивай через топор;
Дастарқанды баспа – не наступай на дастархан;
Ескі сыпырғышты отқа жақпа – не сжигай старую метлу;
Жер – ошақты аттама – не перешагивай через очаг;
Жақын адамыңа пышақ сыйлама – не дари нож близкому человеку;
Кетік кесемен шай құйма – не наливай чай в треснутую пиалу;
Күректің сабын жоғары қаратып қойма – не ставь лопату ручкой вверх;
Қазанды төңкерме – не переворачивай казан;
Құрықтан аттама - не перешагивай через курык (палка с петлей для ловли лошадей);
Пышақты ұшынан ұстама – не бери нож за конец лезвия;
Пышақтың жүзін жалама – не прикасайся языком лезвие ножа;
Пышақтың жүзін көкке қаратып қойма – не клади нож лезвием вверх;
Сыпырғының басын жоғары қаратып қойма – не ставь метлу вверх головой;
Сыпырғыны төрге қойма – не клади метлу на почетное место в доме;
Таяқ таянба – не опирайся на палку;
Ыдысты теппе – не пинай посуду.
Особое трепетное отношение сложилось у казахов ко всему живому. А некоторых животных они считали священными. Например: запрещалось стрелять лебедей, так как для казахов они были символами искренности и чистоты.
Адольф Янушкевич польский революционер-ссыльный живший в казахских степях 25 лет писал: «Как только народится верблюжонок, его укрывают кошмами и никому не показывают, опасаясь дурного глаза».
Аққуды атпа – не стреляй в лебедя;
Құстың ұясын бұзба – не разоряй гнездо птицы;
Атқа теріс мінбе – не садись на коня лицом назад;
Жылқыны басынан ұрма – не бей коня по голове;
Итті теппе – не пинай собаку;
Қойдың үстінен аттама - не перешагивай через овцу;
Құмырсқаның илеуін баспа – не наступай на муравьиную кучу;
Тірі малға көрсетіп басқа малды сойма – не режь животное на глазах у другого животного.
Поведение человека всегда было его лицом в обществе. Многовековой жизненный путь казахов выработал определенный свод правил этики поведения в обществе. Через запреты казахи преподносили подрастающему поколению уроки чего можно делать а чего нельзя, потому что за каждым поведением стоит та или иная неприятная сторона бытия. Например: нельзя упираться руками в бедра или рвать на себе волосы, потому что именно так казахские женщины оплакивают умерших. И такое поведение сразу омрачает настроение присутствующих.
Аяғыңды жоғары көтерме – не поднимай ноги высоко;
Аяқ-қолыңды жіппен байлама – не связывай свои руки и ноги;
Басыңды шайқама – не мотай головой;
Бетіңді баспа – не закрывай лицо;
Бүйіріңді таянба – упирайся в бедра;
Екі езуіңді керме – не растягивай пальцами рот;
Қолыңды сілікпе – не махай рукой после мытья;
Қолыңды төбеңе қойма – не ставь руки на голову;
Мойныңа белбеу ілме – не клади ремень на шею;
Саусағыңды айқастырма – не скрещивай пальцы;
Таңдайыңды қақпа – не цокай;
Тізеңді құшақтама – не обнимай колени;
Тырнағыңды тістеме – не грызи ногти;
Шашыңды жұлма – не рви на себе волосы;
Шашты таптама – не наступай на волосы;
Шашты отқа тастама – не бросай волосы в огонь.
Особое отношение было у казахов и к одежде. Одежда была главным предметом показывающим его вкус, положение и возможности в обществе. Также одежда способствовала в казахском обществе становлению личности, отношению к чистоте и к окружающей среде.
Аяқ-киімді төңкерме – не переворачивай обувь;
Аяқ киімді төрге шығарма – не клади обувь на почетное место в доме;
Бас киіміңді босағаға ілме – не оставляй головной убор у порога;
Бас киіммен ойнама – не играйся с головным убором;
Бас киімді біреуге сыйлама – не дари другому свой головной убор;
Бөркіңді теріс қаратып киме – не одевай головной убор задом наперед;
Киімнің жағасын баспа – не наступай на воротник.
У казахов отношение к религии в первую очередь было отношением к мирозданью. Запреты касающиеся религии были отражением взгляда к миру где человек является каплей в великом море вселенной и для того чтобы он не забывал об этом.
Айтта кір жума – не стирай белье на пасху;
Құранды баспа – не наступай на Коран;
Құранды жерге тастама – не оставляй Коран на земле;
Құранға отырма – не садись на Коран;
Құбылаға қарап дәрет сындырма – не опорожняйся в сторону Мекки;
Намазды бөлме – не перебивай молитву.
Особое почитание колыбели связано с тем что именно с ним связано начало человеческой жизни. К колыбели относятся очень трепетно еще и потому что первой радостью для казахов всегда является рождение ребенка.
Бесікті ашық қалдырма – не оставляй колыбель открытой;
Бесікті аяқ астына тастама – не оставляй колыбель без присмотра;
Бесікті көрінгенге берме – не давай колыбель кому-попало;
Бесікті сатпа – не продавай колыбель;
Бос бесікті тербетпе – не раскачивай пустую колыбель.
Запреты касающиеся кончины человека тоже появились чтобы дать знать что и в такой тяжелый момент человек должен оставаться человеком. Быть сдержанным и стойко принять неизбежное.
Бейуақытта адамға көңіл айтпа – не высказывай соболезнование вечером;
Бейітке қолыңды шошайтпа – не показывай пальцем в сторону кладбища;
Бейіт тұсынан шауып өтпе – не скачи на коне мимо кладбища;
Қайтыс болған кісінің қабірін баспа – не становись на могилу;
Мүрдеде күректі екінші адамға қолмен берме – при захоронении покойника не передавай лопату из в рук руки.
Опыт кочевнической жизни выработал человеческие ценности в отношении других людей. Они просты и вечны. Вселенский взгляд на житие на этой земле выработали запреты отражающие эти правила.
Біреудің затын сұраусыз алма – не спросивши не бери чужую вещь;
Біреуге ор қазба – не рой другому яму;
Біреуді ұрма – не бей другого человека;
Ұрлық жасама - не кради.
В понимании казахов природа как и Родина является матерью. Поэтому с древних времен культивируется бережное отношение к ней. Это отношение отразилось и в запретах.
Ағаштың бұтағын сындырма – не ломай ветку дерева;
Жалғыз ағашты кеспе – не руби одинокое дерево;
Жыңғылмен атты қамшылама – не погоняй лошадь гребенщиком;
Көгалды таптама – не топчи траву.
И сегодня казахи живут руководствуясь этими правилами которые прошли испытание временем. Таким образом принимая единые правила поведения на этой земле казахский народ из века в век несет в себе свое духовное содержание что и делает его единым народом.
другие статьи
-
В Шымкенте завершился фестиваль талантливых детей стран содружества
7 октября, 18:52 -
Как интегрировать языки в школьные предметы: исследование докторанта НУ
12 сентября, 19:34 -
Портрет Аль-Фараби из осенних листьев создали в Алматы
31 октября, 0:26