Полезно знать
Когда казахи не обращают внимание на плохие приметы – традиция «Көш тоқтату»
2 октября, 22:38***
После суровой зимы из қыстау (зимовки) казахи перекочёвывали на жайлау (летние пастбища). Это было одно из самых ожидаемых событий года. Освободившиеся от зимних пут люди воспринимали предстоящую долгую дорогу, как некое предзнаменование нового. Потому все старались одеть новую одежду и новые ювелирные украшения.
***
Кочевье в трудах учёных
Для переезда снаряжался Көш (караван). Автор книги «Этикет казахов» Шайзада Тохтабаева пишет: «Караван возглавляла самая красивая девушка на богато убранном коне со знаменем своего рода, олицетворяя родовые честь и достоинство. На макушку возглавлявшего караван животного (верблюда или лошади) привязывали перья филина от сглаза».
А вот что пишет этнограф А.И. Левшин (1798-1979): «Беспрерывные переходы, или перекочёвки, казахов с места на место нисколько ни кажутся им тяжёлыми, напротив, они находят в оных одно из первых удовольствий и почитают себя счастливыми, что не привязаны к земле». Позади каравана шёл скот, перегоняемый чабанами. Потому кош двигался не быстро.
Поляк Адольф Янушкевич, проживший многие годы в Казахстане и не раз видевший казахские кочевья, писал: «Шесть часов шла мимо нас эта кочёвка к близлежащим берегам Уржара». Казахи при встрече с другим кошем выражали в адрес друг друга добрые пожелания: «Көш байсалды болсын!» – «Пусть успешным будет кош)»; «Қырқар көбейсін!», «Күзер көбейсін!», «Жаяр көбейсін!», «Сауар көбейсін!» – «Да умножаться шерсть, молоко, умножаться животные для пастбища!»
***
Каждая встреча в пути – радость
Если по пути встречались юрты, то их хозяева выходили навстречу с угощением. При этом соблюдалась традиция «Ақ алып шығу», то есть угощение было обязательно белого цвета: молоко, айран, курт, кумыс или шубат. Это было символом светлых и добрых отношений. Представители коша с благодарностью принимали угощение.
***
Если кош встал – пришла беда
Кош останавливался, только в одном случае – когда жаушы (гонец) приносил тяжкую весть. Это могло быть сообщение о начале нападения на страну чужеземных захватчиков или о кончине близкого или уважаемого человека. Тогда старейшины собирали совет. И решали, как быть дальше. В случае войны мужчины приводили в порядок оружие и доспехи. На общем совете, взвесив свои возможности, решали сколько воинов они могут выставить. После чего отправляли гонца о своём решении.
Получив известие о кончине человека, аксакалы решали, каким образом могут принять посильное участие в похоронах. Сколько юрт и живности необходимо выделить. Чтобы высказать соболезнования, обычно приезжает очень много людей. Казахи всегда считали, что «Қайғыны бөліссең азаяды» (Горе уменьшается, если его разделить). Всех желающих высказать соболезнования и разделить горе надо встретить, расположить и угостить.
Также сообща решали, кто должен ехать. В состав подобных делегаций входят в первую очередь глава рода, близкие усопшего, бии и наиболее уважаемые аксакалы и авторитетные мужчины и женщины. Также в такую поездку едут акыны, которые должны будут стихами высказать соболезнование и женщины, которые будут петь жоктау (оплакивание). Таким образом кош мог задержаться на одном месте несколько дней.
***
Көш тоқтату в литературе
Писатель и историк Турсын Журтбай описал традицию «Көш тоқтату» со слов Народного артиста Казахстана Калибека Куанышбаева: «В утреннем зареве поднималось красное солнце. Рано проснувшиеся люди поклажу, уыки и кереге разобранных юрт навьючили на верблюдов. Все были готовы тронуться в путь в это прохладное утреннее время. Мальчишки радостно ловили своих стригунков у водопоя. Сидя верхом, как настоящие джигиты, всем видом показывали, что готовы к долгожданному походу.
***
Автор: Бердалы Оспан
другие статьи
-
Азат Шауеев: «В изучении языка главное – не стесняться»
3 марта, 16:21 -
30 ЖАҢА ОҚУЛЫҚ ЖАРЫҚ КӨРДІ
13 августа, 18:57 -
ТУРИЗМ
7 сентября, 18:56 -
Состоялась первая встреча участников разговорного клуба «SoyleTalk»
31 октября, 11:59