Казахи народ довольно рациональный. Подтверждением служит достаточно большое количество бытовых многофункциональных предметов. К ним относится и камча (кнут, плеть). Ещё сто лет назад представить казаха без камчи было трудно, поскольку основным средством передвижения были лошади. Впрочем, камчой не только погоняли коней, порой она становилась оружием. Об этом, рассказывая о предках всех тюрков (в том числе – казахов) – скифов, Геродот сообщает одну историю:
«Однажды скифы ушли в поход. Возвратившись через много лет, они обнаружили, что их места заняли их же рабы и оказали своим хозяевам ожесточённое сопротивление. Сражений было много, и скифы не могли победить. Тогда один из них сказал:
- Я думаю, нужно оставить копья и луки, пусть каждый пойдёт на них со своим кнутом. Ведь пока они видят, что мы вооружены, они считают себя равными нам… Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, поймут, что они рабы. А признав это, уже не дерзнут противиться…
Скифы последовали этому совету. Так и получилось. Устрашённые рабы забыли о сопротивлении и бежали».
***
Камча в народном фольклоре
Полотно камчи плели из кожи. Рукоять изготавливалась из дерева и зачастую богато инкрустировалась серебром – так казахи показывали, какой статус в обществе занимает хозяин камчи. Были и специальные камчи для охоты, их называли дойыр (жёсткий). На конце такой плётки закрепляли камень или кусок свинца и с её помощью охотились на хищников.
Камча была неотъемлемым атрибутом и так прочно вошла в жизнь казахов, что нашла своё отражение в пословицах и поговорках:
Атты қамшымен айдама, жеммен айда.
Коня погоняй не камчой, а кормом.
Жақсы атқа бір қамшы,
Жаман атқа мың қамшы.
Хорошему коню достаточно одной камчи,
Плохому и тысячи камчей мало.
Жүйрік атқа жел қамшы.
Быстрому скакуну ветер камча.
***
Камча как средство невербального общения
История казахской камчи берёт своё начало в древности, и потому неудивительно, что именно с ней связано немало казахских традиций: Қамшы қайтару (возвращение камчи); Қамшымен жерді сабау (стегание камчой земли); Ортадағы қамшыны қолға алу (взятие камчи, лежащей посреди собравшихся); Қамшыға таяну (опираться на камчу); Қамшы үйіру (крутить камчой над головой) и другие. Каждая из этих традицией имеет свои отличительные черты.
Другими словами, камча являлась и орудием общения. Посредством её казахи показывали своё намерение, настроение или отношение к какой-либо ситуации. К примеру, если хозяин камчи упирал её в бок, это означало, что он считает разговор законченным. Если мужчина, став на одно колено, опирался камчой о землю, это говорило, что он принёс известие о каком-то неординарном событии.
Традиция Қамшы тастау – бросание камчи
Учёный Багдан Момынова пишет, что бросание камчи имеет разные значения. Всё зависело от ситуации – это мог быть и призыв к действию, и оказание сопротивления, и др. Бывало и так, что бий мог бросить камчу на середину, давая понять, кому он предоставляет слово, или же даёт знать оратору, чтобы тот прекратил свою речь. Если во время суда биев виновник кидал свою камчу на середину, это означало, что он согласен с их решением. Когда же камчу бросали резко, это говорило о готовности к противостоянию.
***
Қамшы тастау в литературе
Не обошли своим внманием эту традицию и казахские писатели, часто упоминая о ней в своих произведениях. В частности, в романе Мухтара Ауэзова «Путь Абая», в книге М. Есламгалиулы «Айтеке би» и многих других. Например, вот как описана традиция в трилогии писателя Ильяса Есенберлина «Кочевники»:
- Скачи снова в аулы рода Жалаиров. Передай, пусть быстро подъедут. Скажи это им ясно и чётко. Если они вовремя не приедут, как бы не нависла опасность над биями рода Жалаиров после Кокандского сражения. Такая же, что нависла сейчас над кокандцами! Строго предупреди их об этом!
- А если они ничего не скажут?
- На, возьми мою камчу… Если они ничего не ответят, брось её перед ними и срочно скачи обратно!..
***
Автор: Бердалы Оспан